Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом
педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом
учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного
процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его
компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства
обучения — это объекты, созданные
человеком, а также предметы естественной природы, используемые в
образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента
деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения,
воспитания и развития.
В ДОУ
имеются следующие средства обучения :
·
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
·
электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.);
·
аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
·
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, );
·
демонстрационные (, муляжи, макеты, стенды);
·
учебные приборы (компас, сопесочные часы, колбы,глобус и т.д.);
·
спортивное оборудование ( спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на
воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства
обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а
также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и
воспитания.
Принципы использования средств обучения:
·
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
·
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание,
поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы
восприятия в образовательных целях;
·
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.);
·
сотворчество педагога и обучающегося;
·
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания,
используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности,
рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность
учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих
эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение
воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации
как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной
деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и
при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с
учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и
воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в
каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная
литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского
сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная,
познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для
формирования математических представлений имеются демонстрационные
и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений
(схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для
конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный)
строительные материалы, пластмассовые, конструкторы: «Лего».
Для
развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры,
схемы для составления рассказов, ширма, разнообразные виды кукольного
театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для
сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая»,
«Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для
подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для
познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где
имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии,
карты, схемы.
Для
физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в
которых имются: , обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, ,мяч
баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все
материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.центры
здоровья и физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья,
беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в
футбол.
Игровые
площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и
занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты
цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые
площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности
воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные
детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для
самореализации.
Условия питания обучающихся в учреждении
Технологические помещения пищеблока: горячий цех площадью 36,66 кв.м(оборудование:плита электрическая 4-конфорочная с духовым шкафом – шт., вентиляционный отсос – 2 шт., котел пищеварочный, электрокипятильник, облучатель бактерицидный ультрафиолетовый, ванна моечная, шкаф холодильный – 1шт, , весы электронные, рукомойник, нейтральный элемент со шкафом – 3 шт., стол производственный – 4 шт., полка для досок,, весы настольные электронные до 6 кг, мясорубка Bosch), моечная столовой посуды площадью 7,28 кв.м(оборудование: стеллаж кухонный, подтоварник металлический, водонагреватель накопительный, рукомойник, ванна моечная), раздаточная площадью 6,84 кв.м (оборудование: стол производственный, стол производственный с бортом и с дверями), полка для досок – 2 шт., , весы электронные, мясорубка, стол производственный, рукомойник), моечная),цех первичной обработки овощей площадью 13,21 кв.м (оборудование: рукомойник, ванна моечная, полка для досок, полка-купе закрытая с сушкой, - 3 шт., стол производственный с бортом и с дверями- 2 шт., стол производственный с полкой и бортом, картофелечистка, стол производственныйс полкой и бортом, стеллаж кухонный, весы напольные), кладовая охлаждаемых продуктов площадью 13,67 кв.м (оборудование: шкаф холодильный глубокой заморозки продуктов – 4 шт., шкаф холодильный – 3 шт.),моечная оборотной тары площадью 5,21 кв.м (оборудование: раковина для мытья рук персонала, поддон, стеллаж кухонный, подтоварник металлический), кладовая уборочного инвентаря площадью 1,71 кв.м (шкаф для уборочного инвентаря, раковина для мытья рук персонала, поддон), кладовая овощей площадью 7,22 кв.м (оборудование: подтоварник металлический, стеллаж кухонный – 2 шт., шкаф холодильный – 2 шт.),кладовая сухих продуктов площадью 5,56 кв.м (оборудование: стеллаж кухонный – 3 шт.), холодильный цех площадью 9,76 кв.м (оборудование: миксер, стол охлаждаемый, соковыжималка универсальная, рукомойник, полка для досок, ванна моечная, весы электронные, стол производственныйс полкой и бортом, овощерезка с дисками, стол производственный с бортом и с дверями, полка-купе закрытая с сушкой, стол производственныйдля хлеборезки со шкафом, хлеборезка), гардероб персонала площадью 9,28 кв.м (оборудование: шкаф для одежды – 10 шт., скамья – 2шт.), сан.узелпищеблока площадью 10,00 кв.м (оборудование: унитаз, раковинадля мытья рук, душевой поддон);
Условия охраны здоровья обучающихся
В настоящее время в связи с подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ в РФ обращаем внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях.
Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Управление Роспотребнадзора (по субъект) напоминает, что требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:
18 – 24 °C – в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе
17 – 20 °C – в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских
20 – 24 °C – спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната
20 – 22 °C – медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала
19 – 21 °C – санитарных узлах и комнатах личной гигиены.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:
22 – 24 °C – Приемные, игровые ясельных групповых ячеек
21 – 23 °C – Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек
19 – 20 °C – Спальни всех групповых ячеек
22 – 24 °C – Помещения медицинского назначения
25 – 26 °C – Раздевалка с душевой бассейна.
Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.
Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.
В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управления по субъектам Российской Федерации применяют меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности. Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора (по субъекту).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из
приоритетных направлений в деятельности ДОУ является информатизация
образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на
повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса посредством
применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
Рассматривая
процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов
через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем
инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность НОД, так
как:
включение в НОД мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного
материала) повышает его наглядность;
использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности
позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в
наиболее предпочтительном для него темпе;
компьютер позволяет включить межпредметные интеграционные процессы;
сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации
каждому педагогу.
С 1 сентября 2012 г.
вступил в силу Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
«О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно
которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для
обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать
содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста”.
ДОУ
имеет доступ к сети Интернет.
Договор
на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи ООО Эллко.
Координация
и информационно – методическое обеспечение осуществляется заведующим ДОУ.
Ресурсы
сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией
с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения.В ДОУ
создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается
информация в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Воспитанники
не имеют возможность выхода в сеть Интернет.
Сотрудники
образовательного учреждения используют в своей работе следующие
электронно-образовательные ресурсы:
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым обеспечивается обучающимся.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
http://www.edu.ru/ - Российское образование
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm - Всё для детского сада
http://detsad-kitty.ru/ - ДетСад – стихи для детей и взрослых
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру - познавательные статьи
http://1september.ru/ - 1 Сентября
http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека
http://dob.1september.ru/ - журнал «Дошкольное образование»
http://vospitatel.com.ua/ - сайт «Воспитатель»
http://allforchildren.ru/ - Всё для детей
http://www.schoolforbaby.ru/ - загадки, сценарии, праздники
http://playroom.com.ru/ - материалы для организации детского досуга
http://www.solnet.ee/ - портал «Солнышко»
http://www.i-gnom.ru/ - «Гномик» - информация о познавательном развитии дошкольника
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и книги
http://sibmama.ru/ - Презентации для детей
http://tmntpk.ucoz.ru/ - Презентации для дошкольников
http://900igr.net/ - игры и презентации для детей и др.